- Спрос
- количество товаров и услуг, которые покупатели способны приобрести при существующем уровне цен. Рынок только тогда реагирует на потребности, когда они подкреплены соответствующими денежными средствами. Спрос включает: спрос населения на товары и услуги; спрос предприятий, товаропроизводителей на все виды производственных ресурсов; а также спрос учреждений и организаций непроизводственной сферы. Между величиной спроса и рыночной ценой товара существует определенное соотношение, выражающееся в законе спроса – чем выше цена товара, тем ниже спрос на него и наоборот. Это соотношение изображается в виде графика – кривой спроса. Спрос может изменяться под воздействием следующих факторов: когда изменяются потребительские вкусы и предложения покупателей; при изменении числа потребителей и масштабов рынка; под влиянием рекламы; при изменении доходов населения (рост доходов приводит к увеличению спроса на отдельные товары и наоборот); при снижении или повышении цен на сопряженные товары (так, снижение цен на видеотехнику может повлечь за собой повышение спроса на видеокассеты); под воздействием инфляционных ожиданий (боязнь предстоящего повышения цен на некоторые товары ведет к ажиотажному спросу на них), Количественная оценка и структура его выявления затруднены в настоящее время, прежде всего, это связано с деформацией, искажением "нормального" спроса в условиях нестабильной экономической ситуации в России. С течением времени, когда спрос в известной мере стабилизируется, его изменение можно будет прогнозировать с достаточной степенью точности.
Словарь по экономической теории. — Новосибирск: РГТЭУ, Новосибирский филиал. В. П. Теплов. 2007.